Промышленный IoT помогает решать масштабные производственные задачи

В последние годы многие транспортные компании в поисках путей для оптимизации производственных процессов обращаются за помощью к тем, кто внедряет решения промышленного «интернета вещей» (IIoT). Такой подход позволяет сократить расходы и серьезно повысить рентабельность бизнеса. 

На волне популяризации «интернета вещей» многие технологические гиганты активно развивают технологии, направленные на оптимизацию производственных процессов. Это направление получило название промышленный «интернет вещей» или IIoT. По данным компании Verizon, в 2014 году рынок IIoT насчитывал уже 1,2 млрд подключенных устройств, а к 2020 году он вырастет до 5,4 млрд устройств.

В недавнем исследовании аналитики компании Accenture опросили 1 400 руководителей бизнеса во всем мире и пришли к выводу, что к 2030 году вклад промышленного «интернета вещей» в мировую экономику в денежном эквиваленте составит более $14 трлн.

При этом внедрение подобных технологий за аналогичный период может привнести до $6 трлн в ВВП США и более $70 млрд в экономику Германии.

Однако исследование Accenture также показывает, что перспективы выгоды от «промышленного интернета вещей» пока неочевидны многим крупным бизнесменам. Более того, отсутствие планов по использованию подобных технологий во многом связано с их сложностью и непониманием того, какой доход они могут принести в перспективе.

Тем не менее, уже сегодня «умные» предприятия и транспортные системы находят свое применение в самых разных отраслях экономики. Одним из наиболее известных примеров внедрения подобных технологий стал один из крупнейших европейских портов, расположенный в городе Гамбург.

Руководство порта искало возможности повысить грузооборот и пропускную способность, а также справиться с постоянными пробками. Перестроить уже существующую инфраструктуру было невозможно из-за уникальной конструкции порта, поэтому было принято решение оптимизировать рабочие процессы с помощью технологий.

Для начала было решено организовать единую диспетчерскую систему, в которой регистрировался каждый грузовой автомобиль, который доставляет или забирает груз из порта. Чтобы справиться с пробками на выезде в город, диспетчер начал отслеживать перемещение фур и при необходимости просил водителя подождать на специальной парковке. Кроме того, было составлено единое расписание погрузки и загрузки машин.

Водители быстро начали ориентироваться на электронное табло и данные из специального мобильного приложения, и заторы в зоне погрузки резко пошли на убыль. Более того, к инфраструктуре порта стали подключаться многие логистические компании.

В итоге с момента запуска системы пропускная способность порта увеличилась на 178%. К 2025 году руководство порта планирует достичь отметки в 18 млн контейнеров, в то время как в 2015 году было 8,8 млн. Более того, используя свой опыт в технологической трансформации порта Гамбурга, компания SAP в дальнейшем разработала универсальное решение для будущих клиентов по управлению складами и логистическими центрами.

Промышленный «интернет вещей» также помог улучшить производство на заводах легендарного производителя мотоциклов Harley Davidson. Известно, что компания собирает немало «чопперов» на заказ, и у клиентов бывают самые разные пожелания. Руководство завода тоже решилось на кардинальный шаг и внедрило «умную» систему управления производством на основе уже IoT.

Каждый станок был подключен к сети, что позволило в режиме реального времени измерять и анализировать поступающие с них данные о производственном процессе.

Это снизило число неполадок и уменьшило время простоя оборудования. Более того, все станки и роботы на заводе были объединены в единую сеть, в рамках которой они передают друг другу текущие задачи по сборке мотоциклов.

Внедрение передовых технологий в прессовочном цехе, где изготавливаются крылья и топливные баки, позволило обеспечить своевременную проверку качества изделий и улучшить процесс обслуживания прессов.

Кроме того, интеллектуальные системы отслеживают температуру воздуха в помещениях, уровень влажности и даже частоту вращения вентиляторов. Все это помогает избежать поломки оборудования и вовремя производить его ремонт.

Результаты не заставили себя ждать — сегодня сборка мотоцикла по индивидуальному проекту, на которую раньше тратили до 21 дня, занимает всего шесть часов на базе IT-сиcтем SAP. Что касается серийных «железных коней», то их выпуск увеличился уже на 25%.

Но самое главное — на основе опыта Harley Davidson уже в России была запущена роботизированная производственная линия, совместно со специалистами SAP и студентами из МГТУ им. Баумана. В ней каждый из станков автономно работает на собственном ПО, но специальная технология контролирует весь производственный процесс, позволяя вносить коррективы в каждую созданную деталь.

Воспользовался решениями промышленного «интернета вещей» и крупнейший итальянский железнодорожный перевозчик Trenitalia. В 2013 году компания ввела в строй 50 новых скоростных электропоездов и задумалась о сокращении издержек на их ремонт. Дело в том, что, согласно требованиям безопасности, в случае возникновения поломки компания не может ремонтировать конкретные вагоны и вынуждена проводить обязательную профилактику всего состава.

Это натолкнуло руководство Trenitalia на внедрение механизмов предиктивной аналитики. Вскоре был запущен проект Predictive Maintenance, в рамках которого на все поезда были установлены датчики, собирающие информацию о работе основных узлов и агрегатов состава. «Умная» система также прогнозирует вероятность отказа оборудования, анализируя сотни факторов. В случае обнаружения поломки, она оперативно оповещает диспетчера о необходимости замены того или иного элемента.

Внедрение системы позволило Trenitalia перейти на крупноблочный ремонт поездов, оперативно заменяя крупные узлы и агрегаты на новые.

Поскольку ремонтники получают все данные о работе состава и заранее знают, что именно необходимо отремонтировать, компания также серьезно экономит на хранении деталей на складе, доставляя их в депо непосредственно перед заменой. В итоге расходы на ремонт сократились минимум на 10%.

Идея, реализованная немецким IT-концерном и итальянскими железными дорогами, нашла продолжение в Канаде. Технологии «интернета вещей» также помогли снизить траты на ремонт поездов и другому крупному железнодорожному перевозчику — канадской Canadian Pacific Railway. Раньше компании приходилось устраивать плановые проверки составов через каждые 200 км, загоняя их на специальные станции техобслуживания. Кроме того, перевозчик отслеживал надежность поездов и вагонов, ежегодно проводя их гарантийное обслуживание.

С внедрением «умных» решений и установкой на поездах специальных датчиков, необходимость регулярных проверок составов отпала сама собой, ведь теперь диспетчеры в реальном времени получают данные о техническом состоянии каждого из силовых агрегатов и катков. В итоге компания перешла на модель обслуживания по состоянию, своевременно заменяя близкие к износу элементы и детали.

Однако пока внедрение подобных технологий не носит массовый характер. Во многом это связано с тем, что производители не уверены в абсолютной безопасности промышленного «интернета вещей». Одно из потенциальных решений этой проблемы несколько лет назад предложила компания Cisco. Ее специалисты уверены, что защитить данные от утечек и вредоносных воздействий помогут так называемые «туманные» вычисления.

Инженеры Cisco предложили полностью локализовать данные на производстве и воспользоваться так называемой «туманной» сетью – особой вычислительной инфраструктурой, анализирующей данные в пределах отдельно взятой закрытой сети. В компании уверены, что к 2018 году посредством «туманных» вычислений будет обрабатываться до 40% всех данных в «интернете вещей», а потому Cisco активно внедряет данную технологию во многие свои IoT-решения.

При этом в России вопросом безопасности IoT активно занимается Лаборатория Касперского. В рамках меморандума с российской дочкой SAP они планируют создать совместное решение для экономической безопасности предприятий, работающих с IoT-системами.

Понимают важность развития этого направления и в России, где экспертный совет при правительстве в июне отверг подготовленную Минпромторгом дорожную карту развития «интернета вещей». В министерстве предлагали создать собственный национальный протокол и отечественную платформу для «умных» устройств, но эксперты отметили бесполезность подобных разработок без тесной кооперации с иностранными компаниями.

В качестве альтернативы в правительстве предложили ориентироваться на международный опыт и создать все условия для участия России в разработке общемировых стандартов для «интернета вещей». Но для этого на отечественном рынке должны существовать крупные компании со своими центрами разработок, а предприятия – быть заинтересованными во внедрении подобных решений на производстве. Пока же в условиях продолжающейся экономической рецессии и сокращения объема инвестиций такие проекты вряд ли можно осуществить без эффективного государственно-частного партнерства.

Источник: gazeta.ru

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции    Система Orphus

RSS: Новые статьи на Anti-Malware.ru